Аппаратные средства компьютерных технологий

·         Состав и назначение аппаратных средств компьютера.

·         От каких факторов зависит производительность электронно-вычислительной машины (ЭВМ).

·         Назначение и типы видеомониторов.

·         Какие принтеры используются при работе с ЭВМ и на чем основаны принципы их работы.

·         Назначение клавиш на клавиатуре ЭВМ.

 

Состав и назначение аппаратных средств компьютера

Основой информатизации является использование электронно-вычислительной техники (ЭВТ) для сбора, накопления, обработки и передачи информации. ЭВМ (англ. - computer) - комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации.

Компьютер - это сложная вычислительная система, каждая часть которой имеет свое функциональное назначение. Рассмотрим структуру персонального компьютера, предназначенного для индивидуального пользования. Общий вид персонального компьютера показан на рис. 1.

 

Рис. 1. Общий вид персонального компьютера:

1.    системный блок;

2.    видеомонитор;

3.    клавиатура;

4.    мышь;

5.    акустические колонки

Основой конструкции является системный блок, в котором размещены: блок питания, обеспечивающий все части компьютера электрическим питанием, системная плата с процессором, памятью и платами расширения, а также устройства записи-считывания информации на гибких и жестких (винчестер) магнитных дисках.

 

Материнская плата

Центральной частью любого персонального компьютера является системная (материнская) плата (рис. 2). На ней размещаются: базовый микропроцессор; оперативная память; сверхоперативное запоминающее устройство (ЗУ), называемое также кэшпамятью; постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) с системной BIOS (базовой системой ввода/вывода); набор управляющих микросхем, или чипсетов (chipset), вспомогательных микросхем и контроллеров ввода/вывода; КМОП-память с данными об аппаратных настройках и аккумулятором для ее питания; разъемы расширения, или слоты (slot); разъемы для подключения интерфейсных кабелей жестких дисков, дисководов, последовательного и параллельного портов, инфракрасного порта, а также универсальной последовательной шины USB; разъемы питания; преобразователь напряжения с 5В на 3,3 В для питания процессора (некоторым процессорам требуется также и меньшее напряжение); разъем для подключения клавиатуры и ряд других компонентов.

Рис. 2. Материнская плата

На платах формата АТХ и NLX также находятся разъемы мыши и клавиатуры в стандарте PS/2, разъемы параллельного и последовательного портов.

 

Процессор

Важнейший компонент любого персонального компьютера, его «мозг» - это микропроцессор (в литературе часто его называют CPU, Central Processor Unit - ЦПУ, или центральное процессорное устройство), который управляет работой компьютера и выполняет большую часть обработки информации. Микропроцессор (рис. 3) представляет собой сверхбольшую интегральную схему, степень интеграции которой определяется размером кристалла и количеством реализованных в нем транзисторов.

Иногда интегральные микросхемы называют чипами (англ, chip). Базовыми элементами микропроцессора являются транзисторные переключатели, на основе которых строятся, например, регистры, представляющие собой совокупность устройств, имеющих два устойчивых состояния и предназначенных для хранения информации и быстрого доступа к ней. Количество и разрядность регистров во многом определяют архитектуру микропроцессора.

Рис. 3. Процессор

Важнейшей характеристикой процессора является тактовая частота - величина, показывающая, сколько элементарных операций - тактов микропроцессор выполняет за одну секунду. Тактовая частота измеряется в мегагерцах (МГц) (1 МГц = 1 млн тактов в секунду) и для разных процессоров имеет следующие значения: 4,77 МГц (Intel 8088), 16-25 МГц (Intel 80286), 25-40 МГц (Intel 80386), 33-100 МГц (Intel 80486), 75-2400 МГц (Pentium). Быстродействие процессора определяется отношением тактовой частоты к количеству тактов, требующихся процессору для выполнения простой команды, т.е. быстродействие определяется количеством элементарных операций (например, сложение), выполняемых за одну секунду.

В начале 2000 г. был достигнут рубеж тактовой частоты процессора 1 ГГц (109 Гц). Материал данной книги написан на компьютере с процессором Intel Pentium 4 с тактовой частотой 2,4 ГГц.

 

Память

Память (memory) предназначена для хранения данных и программ их обработки. Различают следующие виды памяти компьютера: внутреннюю и внешнюю. Встроенная в компьютер и непосредственно управляемая им память называется внутренней. Она разделяется на постоянное запоминающее устройство (ПЗУ, или ROM - Read Only Memory - память только для чтения) и оперативную память (RAM - Random Access Memory).

Рис. 4. Оперативная память

Оперативной памятью (рис. 4) называется программно-адресуемая память, быстродействие которой соизмеримо с быстродействием процессора. В ней хранятся исполняемые в данный момент программы и оперативно необходимые для этого данные. Недостатком оперативной памяти является ее энергозависимость, т.е. при выключении компьютера все содержимое оперативной памяти стирается. Объем оперативной памяти является одной из важнейших характеристик компьютера.

Постоянная память (ПЗУ - постоянное запоминающее устройство) обычно содержит такую информацию, которая не должна меняться в ходе выполнения микропроцессором различных программ. Постоянная память имеет также название ROM (Read Only Memory), которое указывает на то, что обеспечиваются только режимы считывания и хранения. Постоянная память энергонезависима, т.е. может сохранять информацию и при отключенном питании. В ПЗУ компьютера хранится базовая система ввода-вывода (BIOS - Basic Input Output System), которая состоит из программы тестирования памяти и периферийного оборудования компьютера, а также программы запуска операционной системы.

Компьютеры на основе процессоров с тактовой частотой 25 МГц и более, чтобы процессор не простаивал в связи с ожиданием получения данных из оперативной памяти, оснащаются кэшпамятью, т.е. «сверхоперативной» памятью относительно небольшого объема (от 64 до 256 Кбайт). Кэш-память (cache memory -память немедленного доступа) является «посредником» между процессором и оперативной памятью. В ней хранятся наиболее часто используемые участки оперативной памяти. За счет того, что время доступа процессора к кэш-памяти в несколько раз меньше, чем к обычной памяти, среднее время доступа к памяти значительно уменьшается.

Внешней памятью называются энергонезависимые средства памяти на сменных носителях (магнитные диски, магнитные ленты, перфоленты и другие носители информации: оптические диски, магнито-оптические диски), предназначенные для хранения больших массивов данных. Для хранения архивов, переноса информации с одного компьютера на другой широко используются гибкие магнитные диски (FDD - Floppy Disk Drive). Для работы с ними в системный блок встроен накопитель информации на гибких магнитных дисках (НГМД - дисковод) емкостью от 360 Кбайт до 2,88 Мбайт (1 Мбайт памяти позволяет запомнить около 700 страниц машинописного текста).

Рис. 5. Гибкий магнитный диск

Гибкие магнитные диски (дискеты) (рис. 5) представляют собой тонкие пластиковые диски, покрытые специальным магнитным материалом и запечатанные в пластиковую обложку. Магнитный материал на диске способен надолго запомнить одно из двух состояний намагниченности, соответствующих двоичным цифрам: 0 или 1. Для считывания или записи информации дискеты вставляются в дисковод. Диск в работающем дисководе вращается, а вдоль радиуса диска около его поверхности перемещается магнитная головка. Информация на дискетах записывается концентрическими кольцами - дорожками, располагаясь небольшими порциями фиксированной длины - секторами. На персональных компьютерах широко распространены дискеты диаметром 3,5 дюйма (объем памяти от 720 Кбайт до 1,44 Мбайта).

Примечание. 1 дюйм - английская мера длины (примерно равен 2,54 см).

Дискеты бывают с двойной плотностью записи (DS/DD -Double Sided/Double Density - двусторонний гибкий диск двойной плотности) или высокой плотностью записи (DS/HD - Double Sided/High Density - двусторонний гибкий диск высокой плотности). Для предупреждения случайной порчи информации на дискетах предусмотрена защита от записи. На 3,5-дюймовых дисках имеется пластмассовый переключатель, разрешающий или запрещающий запись.

Рис. 6. Жесткий магнитный диск

Функции внешней несменной памяти компьютера, предназначенной для долговременного и энергонезависимого хранения информации выполняют жесткие магнитные диски (HDD-Hard Disk Drive). Часто их называют винчестерами (рис.6). Они представляют собой малогабаритный пакет из нескольких жестких магнитных дисков, вращающихся с высокой скоростью на одной оси и размещенных в герметичном корпусе вместе с головками чтения-записи. Информация располагается дорожками и секторами, при этом группа дорожек на всех дисках винчестера, расположенных на одинаковом расстоянии от их общей оси, называется цилиндром. Считывание и запись информации осуществляются сразу несколькими магнитными головками одновременно со всех дисков пакета. Название «винчестер» возникло из-за того, что первые модели таких дисков имели 30 дорожек по 30 секторов; суммарная емкость получаемого накопителя обозначалась цифрами 30/30, подобно калибру старинного охотничьего ружья «Винчестер». Емкость винчестеров значительно больше, чем гибких магнитных дисков, и может иметь значение от 1 Гбайта до 200 Гбайт и более.

Рис. 7. Оптические диски

В качестве устройств внешней памяти большой емкости все большее распространение получают оптические диски (рис. 7), или CD-ROM (Compact Disk Read Only Memory - компакт-диск, предназначенный только для чтения). Емкость CD-ROM дисков - 600-800 мегабайт. Компакт-диск состоит из поликарбонатной основы диаметром 5,25 дюйма, отражающего и защитных слоев. В качестве отражающей поверхности обычно используется напыленный алюминий. Цифровая информация представляется здесь чередованием впадин (неотражающих пятен) и отражающих свет островков. Компакт-диск имеет всего одну физическую дорожку в форме непрерывной спирали, идущей от наружного диаметра диска к внутреннему.

Рис. 8. Дисковод для чтения оптических дисков

Считывание информации с компакт-диска (рис. 8) происходит при помощи лазерного луча, который, попадая на отражающий свет островок, отклоняется на фотодетектор, интерпретирующий это как двоичную единицу. Луч лазера, попадающий во впадину, рассеивается и поглощается: фотодетектор фиксирует двоичный нуль.

В последнее время стали широко использоваться и другие устройства внешней памяти: ZIP-диски,  флэш-накопители (рис.9).

Рис. 9. Другие устройства внешней памяти

 

Видеомонитор

Результаты обработки информации выводятся из компьютера на экран дисплея (видеомонитора) (рис.10). По устройству и принципу действия видеомонитор похож на цветной телевизор.

 

Рис. 10. Различные виды мониторов

Для генерации видеосигнала монитору в компьютере имеется специальное устройство - видеоадаптер (рис. 11). Информация об изображении на экране хранится в видеопамяти - специальных микросхемах видеоадаптера.

Видеомониторы бывают цветными и монохромными. Качество изображения информации на видеомониторе определяется разрешающей способностью - размером минимального элемента изображения или количеством точек, изображаемых на экране, а также воспроизводимой цветовой гаммой.

Рис. 11. Видеоадаптер

Наиболее распространены видеомониторы следующих типов:

·         CGA (Color Graphics Adapter) имеет разрешающую способность 320x200 точек (320 точек по горизонтали и 200 по вертикали) при воспроизведении 4 цветов.

·         EGA (Enhanced Graphics Adapter) имеет разрешающую способность 640x350 точек при воспроизведении 16 цветов.

·         VGA (Virtual Graphics Array) имеет разрешающую способность 640x480 точек (минимальный размер изображения 0,31-0,39 мм) при воспроизведении 16 цветов.

·         SVGA (Super VGA) в зависимости от графического режима имеет разрешающую способность: 320x200, 640x480,800x600, 1024x768 точек при воспроизведении от 16 до16 млн. цветов.

Видеомонитор может работать в двух, режимах: текстовом и графическом. В текстовом режиме на экране чаще всего располагаются 80 столбцов и 25 строк, но возможны и другие режимы (80x43 и 40x25). В графическом режиме существует доступ к каждой точке экрана, что дает возможность сформировать любое изображение. При работе в графическом режиме необходимо хранить информацию о цвете каждой точки экрана, поэтому требуется значительно больший объем видеопамяти.

 

 

Дополнительные устройства компьютера

Принтер

С подключением к компьютеру различных устройств он приобретает дополнительные возможности. Например, если к компьютеру подключить принтер, то вы сможете напечатать информацию на бумаге. По принципу формирования изображения на бумаге различают принтеры следующих видов: матричные, струйные и лазерные. В матричных игольчатых принтерах элементы изображения на бумаге формируются с помощью точечной матрицы. Печатающая головка матричного принтера содержит ряд тонких металлических стержней (иголок). Головка движется вдоль печатаемой строки, а стержни в нужный момент ударяют по бумаге через красящую ленту, и в этом месте на бумаге образуется черная точка. Матричные принтеры могут работать в двух режимах: текстовом и графическом. В текстовом режиме на принтер посылаются коды символов, которые следует распечатать. Наборы возможных символов определяются программно или путем переключателей на панели управления принтера. В графическом режиме на принтер пересылаются коды, определяющие последовательность и местоположение точек изображения. Из отдельных точек формируются элементы графического изображения.

Рис. 12. Общий вид струйного принтера

В струйных принтерах (рис. 12) изображение формируется микрокаплями специальных чернил. Этот способ обеспечивает более высокое качество печати, удобен для цветной печати.

Самое высокое качество печати в настоящее время обеспечивают лазерные принтеры. В этих принтерах изображение переносится на бумагу со специального барабана, к которому электрически притягиваются частички краски. Барабан электризуется за счет облучения лазером. Оригинал-макет данной книги напечатан на лазерном принтере.

 

Сканер

Рис. 13. Внешний вид сканера

Для считывания графических изображений или текстов с бумаги в память компьютера все более широко используются сканеры (рис. 13). Принцип действия сканера имеет много общего с лазерным принтером или ксероксом. Луч света освещает лист бумаги с оригиналом текста или графического изображения. Отраженный свет улавливается датчиками и преобразуется в цифровые электрические импульсы, которые передаются в память компьютера.

Для распознавания символов текстов применяются специальные программы. Сканеры бывают черно-белые, цветные, портативные (ручные) и настольные. Одной из основных характеристик сканера является разрешающая способность, т.е. количество точек на 1 дюйме, которые он способен распознать.

 

Манипулятор мышь

Наряду с клавиатурой манипулятор мышь (рис. 14) является важнейшим средством ввода информации. В современных программных продуктах, имеющих сложную графическую оболочку, мышь - основной инструмент управления программой.

По принципу действия мыши делятся на механические, оптико-механические и оптические. При движении механической мыши по плоской поверхности одновременно поворачивается встроенный в нижнюю часть ее корпуса небольшой резиновый шарик. Движение шарика фиксируется датчиками, передается в компьютер и отображается на его экране специальным указателем (курсором мыши). Есть мыши, в которых перемещение по поверхности стола копируется не шариком, а лазерным лучом.

Рис. 14. Манипулятор мышь

На мыши находятся, по крайней мере, две кнопки, с помощью которых над «указанными» объектами можно осуществлять различные операции.

Расположение и назначение органов управления на мыши. Обычная мышь, удовлетворяющая спецификации Microsoft Mouse, содержит две клавиши - левую и правую. У некоторых мышей присутствует третья клавиша, расположенная посередине. Нажатие на среднюю клавишу обычно эквивалентно одновременному нажатию на левую и правую клавишу мыши. Некоторые модели, например, Genius NetScroll, снабжены резиновым колесиком - специальным средством для быстрого скроллинга, расположенным между двумя большими основными кнопками мыши. Для перемещения курсора по экрану с помощью этого колесика следует слегка нажать на него и вращать в нужном направлении.

Основной клавишей мыши является первая (левая) клавиша. Значимость второй, правой, клавиши гораздо ниже. Однако левую клавишу удобно выбирать основной, только если вы - «правша». Если вы - «левша» и держите мышь левой рукой, то для вас значительно удобнее назначить основной именно правую, а не левую клавишу мыши. И драйвер мыши предоставляет эту возможность.

При использовании кнопок мыши возможны следующие варианты нажатия клавиш:

1.    Щелчок (клик) - краткий нажим на кнопку мыши.

2.    Двойной щелчок (двойной клик) - резкое двукратное нажатие на кнопку (нажать, быстро отпустить, опять нажать и снова отпустить).

3.    Перенос объекта - указать объект, нажать кнопку мыши и, не отпуская ее, переместить курсор мыши с «захваченным» объектом в новую позицию, затем отпустить кнопку.

Левая кнопка используется чаще, поэтому если специально не оговорено, то речь идет о щелчке левой кнопкой.

Управление компьютером с помощью мыши сводится к указанию курсором на объект на экране, нажатию, удержанию и отпусканию клавиш. Например, чтобы переместить объект по экрану компьютера, нужно установить курсор мыши на объект, прижать левую кнопку и, перемещая мышь по столу, задать новое положение объекта на экране, после чего отпустить кнопку.

 

Модем

Для обмена информацией с другими компьютерами используется модем (рис. 15). Он служит для преобразования цифрового сигнала, выдаваемого компьютером, в аналоговый электромагнитный сигнал, пригодный для передачи по телефонным линиям связи (модуляция), а также, наоборот, -для преобразования электромагнитного сигнала аналогового характера, поступившего в компьютер по телефонным линиям связи, в цифровой сигнал, пригодный для обработки компьютером (демодуляция).

Одной из основных характеристик модема является максимальная скорость передачи данных. Она измеряется в бодах (1 бод = 1 бит/с). Используя модем, вы можете получить доступ к российским и международным компьютерным сетям, быстро и надежно передавать и получать интересующую вас информацию. Устройство, сочетающее возможности модема и средства для обмена факсимильными изображениями, называется факсмодемом.

Рис. 15. Модем

 

 

Акустическая система

В последние годы активно развивается концепция мультимедиа. Мультимедиа - это собирательное понятие для различных компьютерных технологий, при которых используется несколько информационных сред, таких, как графика, текст, видео, фотография, анимация, высококачественное звуковое сопровождение. Исходя из заявленного выше состава мультимедийного документа для поддержки мультимедиа компьютер должен иметь хорошую графическую систему (видеоадаптер и монитор), а также акустическую систему (рис. 16). В состав акустической системы входят звуковой адаптер (карта) и акустические колонки, полностью аналогичные обычным бытовым звуковым акустическим системам и содержащие в своем составе усилитель низкой частоты.

Очень удобной является гарнитура, совмещающая микрофон с наушниками. Ее можно использовать вместе с модемом в режиме телефона (если модем, конечно же, поддерживает голосовые возможности).

Рис. 16. Виды акустических систем

 

Клавиатура

Клавиатура компьютера (рис. 17) является одним из основных устройств ввода в компьютер информации. Она состоит из семи групп клавиш:

·         алфавитно-цифровые;

·         управляющие;

·         функциональные;

·         малая цифровая клавиатура;

·         управления курсором;

·         дополнительные;

·         световые индикаторы функций.

Рис. 17. Клавиатура компьютера

Примечание. Курсор - указатель позиции, в которую будут помещаться вводимые с клавиатуры символы (часто имеет вид символа подчеркивания).

Алфавитно-цифровые клавиши. Группа алфавитно-цифровых клавиш напоминает клавиатуру обычной пишущей машинки, только клавиатура пишущей машинки позволяет печатать текст на одном языке, а компьютерная клавиатура позволяет печатать на нескольких языках (далее вы узнаете, как в Windows можно установить поддержку нескольких языков). Буквенные клавиши в верхнем регистре печатают прописные (заглавные) буквы, а в нижнем регистре - строчные. Цифровые клавиши в нижнем регистре печатают цифры, а в верхнем - знаки и символы.

В зависимости от выполняемых программ клавиши могут изменять свое назначение. Каждой клавише может соответствовать любое значение по желанию программиста. Обычно вы работаете со значениями клавиш, которые определяет операционная система. Расположение латинских букв на клавиатуре IBM PC, как правило, такое же, как на английской пишущей машинке, а букв кириллицы - как на русской пишущей машинке. Латинские символы изображены на клавишах вверху, а русские - внизу.

Для переключения раскладки клавиатуры в Windows широко используются два варианта: Ctrl + LeftShift или Alt + LeftShift. Выбор комбинации клавиш для переключения алфавита на клавиатуре в Windows задается при выборе в Панели управления элемента Клавиатура на вкладке Язык диалогового окна Свойства: Клавиатура.

Управляющие клавиши. Эти клавиши расположены в каждой части клавиатуры: слева и справа от буквенно-цифровой клавиатуры, на цифровой клавиатуре.

Enter (Ввод). Используется для завершения ввода информации. Эта клавиша также при вводе текста завершает ввод очередной строки.

Backspace (Пробел назад). Клавиша Backspace находится над клавишей Enter. При каждом нажатии курсор передвигается на одну позицию влево. Обычно при этом стирается символ слева от курсора.

Shift (Сдвиг). Клавиша Shift расположена в левом и правом нижнем углу клавиатуры. Клавиши Caps Lock и Tab находятся над левой клавишей Shift. Если прижата эта клавиша, то все символы печатаются в верхнем регистре. Если же светится световой индикатор Caps Lock, то при нажатии Shift все символы печатаются в нижнем регистре.

Caps Lock (Фиксация прописных букв). Служит для фиксации режима прописных букв, при этом включает световой индикатор Caps Lock. Если этот индикатор светится, то все символы печатаются в верхнем регистре, а при прижатии клавиши Shift - в нижнем. Повторное нажатие Caps Lock отменяет режим прописных букв и гасит световой индикатор Caps Lock.

Tab (Табуляция). В MS-DOS передвигает курсор на определенное количество позиций вправо (в нижнем регистре) или влево (в верхнем регистре). В других программах функции клавиши Tab могут быть другими, например, в Norton Commander нажатие клавиши Tab приводит к смене активной панели. В диалоговых окнах Windows нажатие клавиши Tab приводит к переходу вперед по параметрам.

Клавиши Ctrl (Управление) и Alt (Изменять) расположены симметрично относительно клавиши Space (Пробел) в нижней части клавиатуры. Они используются совместно с другими клавишами изменения их назначения. Например, нажатие клавиши Ноmе в окне редактора Word служит для перемещения курсора в начало строки, а нажатие клавиш Ctrl+Home приводит к перемещению курсора в начало документа.

Esc (Отменить). Отмена каких-либо действий и/или выхода из программы, меню.

Num Lock (Фиксация цифр). Включает и выключает режим, при котором цифровая клавиатура будет печатать цифры и знаки (в этом случае светится индикатор Num Lock). Повторное нажатие клавиши Num Lock выключает режим ввода цифр и позволяет использовать клавиши цифровой клавиатуры для управления движением курсора по экрану. В этом случае индикатор Num Lock не светится.

Scroll Lock (Блокировка перемещения курсора по экрану). При щелчке Scroll Lock включается индикатор Scroll Lock, и при нажатии клавиш со стрелками вверх/вниз/влево/вправо курсор не перемещается, а экран прокручивается вверх/вниз/влево/вправо. Обычно клавиша Scroll Lock программируется для выполнения других функций и редко соответствует первоначальному назначению.

Pause (Пауза). Временно приостанавливает выполнение программы. В комбинации с клавишей Ctrl прерывает работу (Break) программы.

Print Screen (Печать экрана). Выводит содержимое экрана на принтер, если клавиша нажата одновременно с Shift и при этом выключен Num Lock. В главе 2 вы познакомитесь, как в Windows использовать Print Screen для копирования содержимого экрана в свои документы.

Функциональные клавиши F1-F12. Расположены в верхнем ряду клавиатуры. Их назначение определяется текущей прикладной программой.

Малая цифровая клавиатура. Расположена в правой части клавиатуры компьютера. Она используется в двух режимах: ввода цифр, знаков арифметических операций или в режиме управления курсором. Переключение режима выполняется клавишей Num Lock (Фиксация цифр), состояние которой отображает индикатор Num Lock. Если он светится, тогда каждая клавиша вводит в компьютер цифру или знак арифметической операции, написанный на ней.

Если индикатор Num Lock не светится, то клавиши цифровой клавиатуры используются для управления перемещением курсора:

Ноmе (Домой). Перемещает курсор в начало строки.

Up Arrow (Стрелка вверх). Перемещает курсор на одну строку вверх.

Page Up (Страница вверх). Перемещает курсор на одну страницу выше.

Left Arrow (Стрелка влево). Перемещает курсор на одну позицию влево.

Right Arrow (Стрелка вправо). Перемещает курсор на одну позицию вправо.

End (В конец). Перемещает курсор на последний символ строки.

Down Arrow (Стрелка вниз). Перемещает курсор на одну строку вниз.

Page Down (Страница вниз). Перемещает курсор на одну страницу ниже.

Insert (Вставить). Переключает режимы вставки/замены. При включенном режиме вставки вы можете вставлять символы в середину написанного текста. При этом текст, расположенный правее курсора, смещается вправо. Режим вставки - ввод с раздвиганием символов строки; режим замены - ввод с перебивкой ранее набранных символов.

Delete (Удалить). Удаляет символ из той позиции, где находится курсор. При этом текст справа от курсора смещается на одну позицию влево.

Клавиши управления курсором. Клавиши находятся между алфавитно-цифровой и цифровой клавиатурами. Они выполняют те же функции, что и клавиши управления курсором на цифровой клавиатуре. Это позволяет одновременно управлять курсором и пользоваться цифровой клавиатурой.

Дополнительные кнопки. Дополнительные кнопки делятся на три функциональные группы. Самая большая - интернет-кнопки - включает в себя девять программируемых клавиш. Вторая - медиа-кнопки в количестве восьми штук. Половина предназначена для управления проигрывателями файлов (Rew, FF, Play/Pause, Stop - стандартный набор), одна - для запуска проигрывателя и получения справки по группе, три - для управления громкостью (больше, меньше, Mute). Последняя функциональная группа состоит всего из одной кнопки, отправляющей компьютер в спячку.

Световые индикаторы функций. Маленькие окошки в верхнем правом углу клавиатуры называются световыми индикаторами функций. Их назначение - указывать, включены ли соответствующие функции. Если светится Caps Lock, то буквенная клавиатура работает в верхнем регистре. К цифрам и символам это не относится. Если вы в это время будете нажимать Shift, то буквы будут печататься в нижнем регистре. Когда светится индикатор Num Lock, малая цифровая клавиатура печатает цифры. Если Num Lock выключен, то она используется для управления курсором. Если светится Scroll Lock, то при нажатии клавиш со стрелками вверх/вниз/влево/вправо курсор не перемещается, а экран прокручивается вверх/вниз/влево/вправо.

Стандартные комбинации клавиш. Некоторые функции можно вызвать, только одновременно нажимая несколько клавиш. Например:

Ctrl + Alt + Delete перезагружает систему без отключения питания.

Ctrl + Pause (Break) прерывает программу.

Alt+F4 завершает работу приложения MS Windows.

Ctrl + Home очищает экран, переводит курсор в левый верхний угол экрана. Действует только в MS-DOS.

Ввод дополнительных символов. При работе с различными программами на экране часто можно видеть символы, изображение которых отсутствует на клавиатуре. Для ввода таких символов нужно знать таблицу кодирования символов компьютера. На персональных компьютерах широко используется таблица ASCII (American Standard Code for Information Interchange - американский стандартный код для обмена информацией), в которой насчитывается 256 символов.

Вводится символ следующим образом: при прижатой клавише Alt на малой цифровой клавиатуре набирается цифровой код. Например, чтобы ввести вертикальную черту, надо прижать Alt и набрать код 179; чтобы задать стрелку вправо, надо прижать Alt и набрать код 26.

Примечание. В среде Windows принята кодировка символов ANSI.

В МЕНЮ

Используются технологии uCoz