Линейные алгоритмы на языке Паскаль

Обмен информацией с ЭВМ предполагает использование определенных средств ввода-вывода. В ЭВМ основным средством ввода является клавиатура, вывода — дисплей.

Процедура, которая в режиме диалога с клавиатуры присваивает значение для переменной величины, называется процедурой ввода.

В языке Паскаль для этой цели служит оператор read (readln):

read (список переменных)

Например, read(a,b)

Оба оператора ввода в Паскале идентичны по своему назначению, но отличие оператора readln заключается в том, что после своего завершения он переводит курсор на следующую экранную строку.

Как только в программе встречается вызов процедуры ввода, ЭВМ приостанавливает выполнение программы и ждет, пока пользователь введет с клавиатуры соответствующие значения, которые по очереди будут присваиваться переменным, перечисленным в списке ввода.

(!) В Паскале ввод нескольких значений следует разделять пробелами.

Значения вводимых данных одновременно отображаются на экране дисплея. После нажатия клавиши Enter, когда все переменные примут свои значения из входного набора данных, определенного пользователем, выполнение программы продолжается с оператора, следующего за оператором ввода.

 

Процедура, которая выводит содержимое переменных на экран, называется процедурой вывода на экран.

В Паскале используется оператор write (writeln) (различие аналогично оператору ввода read — есть или нет «перевода строки»):

writeln('Значения А и В ',а, ' ',b)

В списке вывода операторов может быть либо одно выражение, либо последовательность таких выражений. В Паскале несколько выражений разделяются между собой запятыми,  вывод идет слитно и для удобства восприятия приходится искусственно разделять выводимые величины пробелами.

Поясняющие сообщения (величины строкового типа) в Паскале заключаются в одинарные  кавычки (апострофы).

Линейный алгоритм является аналогом обычного последовательного решения какой-либо задачи, когда все действия записываются поочередно.

В программировании реализация линейного алгоритма является наиболее простой конструкцией, так как подразумевает выполнение всего трех этапов:

1.               ввод данных;

2.       вычисления с помощью операторов присваивания;

3.       вывод данных.

Оператор присваивания - один из самых простых и наиболее часто используемых операторов в любом языке программирования. Он предназначен для вычисления нового значения некоторой переменной, а также для определения значения, возвращаемого функцией. В общем виде оператор присваивания можно записать так:

переменная := выражение.

При записи алгебраических выражений используют арифметические операции (сложение, умножение, вычитание, деление), функции, круглые скобки.

 

Порядок действий (приоритет) при вычислении значения выражения:

1)    вычисляются значения в скобках;

2)    вычисляются значения функций;

3)    выполняются унарные операции (смена знака и возведение в степень);

4)    выполняются операции умножения и деления;

5)    выполняются операции сложения и вычитания.

Написание программы предполагает создание диалога с пользователем и вывода результата на экран. Правилом хорошего тона в программировании, как уже было замечено выше, считается использование подсказок при вводе значений («Введите число»), расшифровка результата («Сумма чисел равна») и поясняющих сообщений при работе программы («Корней нет и не будет!»). Кроме того при выводе результата мы использовали так называемый формат (шаблон) вывода. Первое число резервирует общее число знаков в выводимом числе, второе — количество знаков после десятичной точки. Это необходимо для того, чтобы вместо малопонятной записи 1.34576848Е+01 (что, кстати, означает 1.34576848*101) на экране отобразилось вполне понятное нам число 13.46.

В МЕНЮ

 

Используются технологии uCoz