Способы описания алгоритма.

  1. Словесное описание.

Пример словесного описания алгоритма:  Рецепт приготовления блюда «Осетрина паровая»

На 1 кг рыбы – 8-10 белых грибов, 4 ст. ложки белого вина, 2 ст. ложки сливочного масла, 1 ст. ложка муки, 1/2 лимона; соль, молотый перец по вкусу.

Действие

1

Подготовленную осетровую рыбу нарезать порционными кусками, посолить, поперчить и выложить в сотейник.

2

Свежие грибы очистить, промыть, выложить слоем поверх рыбы.

3

Влить 3 стакана горячего рыбного бульона или кипятка, добавить белое сухое виноградное вино.

4

Варить на маленьком огне, закрыв крышкой, в течении 15-20 минут. Когда рыба будет готова, осторожно слить бульон, (оставив немного на дне, чтобы можно было подогреть рыбу)

5

Растереть пассированную муку со сливочным маслом, разбавить ее бульоном, поставить на маленький огонь и, помешивая, проварить в течении 10 минут. Снять с огня, процедить и заправить кусочками сливочного масла и солью.

6

Выложить рыбу на блюдо вместе с грибами, залить соусом. Украсить кружочками лимона без зерен.

7

На гарнир можно подать отварной горячий картофель или салат из свежих овощей.

8

Вино можно заменить лимонным соком. В этом случае им заправляют соус, а для украшения и заправки берут целый лимон.

 

2.    Форменное - словесное описание с использованием математических зависимостей, логических соотношений и обозначений;

Пример форменно-словесного описания алгоритма:  Расчет движения тела с постоянным ускорением свободного падения.

С движением тел, получивших начальную скорость под углом к ускорению свободного падения приходиться встречаться довольно часто. Так, например, снаряд,  выпущенный под углом к горизонту при стрельбе из артиллерийского орудия, имеет именно такую начальную скорость.

Нам дано уравнение траектории, т.е. зависимость координаты Х от координаты У.

Результаты вычислений на калькуляторе выполним в виде таблицы.

Что делаем:

Результат

1

Необходимо узнать исходные данные для вычислений

a=600, V0 = 5 м/с, х = 4м,  g=9,8 м/с2

2

Найдем значение Cos a, возведем его в квадрат. Занесем результат в память калькулятора. (ВП)

0,25

3

Найдем значение квадрата V0 , умножим на 2. Результат умножим на число, извлеченное из памяти калькулятора (ИП).  Занесем результат в память калькулятора. (ВП)

25

4

Найдем значение квадрата Х , умножим на ускорение свободного падения. Результат разделим на число, извлеченное из памяти калькулятора (ИП).  Занесем результат в память калькулятора. (ВП)

6,272

5

Найдем значение tg  a. Умножим полученное число на значение Х. Из результата вычтем число, извлеченное из памяти калькулятора (ИП).

0,656

6

Полученное число – искомое значение У.

0,656

 

  1. Графический, в виде структурно – логических схем (блок – схем алгоритма).

 

Этапы разработки алгоритма:

1.    Анализ условия задачи;

2.    Выделение элементарных арифметических и логических операций, которые необходимо выполнять;

3.    Определение последовательности операций;

4.    Проверка выполнения условий, с целью выбора направления в процессе вычисления;

5.    Запись алгоритма графически, в виде схемы или иным образом.

 

Элементы блок-схем

 

Правила применения символов и выполнения схем

1)    Символ предназначен его видом независимо от текста внутри.

2)    Символы размещаются равномерно с минимальным числом длинных линий.

3)    Форма символов неизменна, по возможности одного размера, горизонтальная ориентация предпочтительна, зеркальное отображение нежелательно.

4)    Минимальное количество текста внутри, запись слева ® направо, сверху ® вниз независимо от направления потока.

5)    Возможно использования идентификатора символа, располагать слева над символами.

6)    Возможно использовать описание символов, располагать справа над символами.

Обозначение ввод записывается справа над  символами,  вывод  слева под символами.

В основной программе описания символов могут быть:

7)    Направление потока слева ® направо и сверху ® вниз стандартное, если направление нестандартно или линия изгибается под углом 900, на конце стрелка. В стандартном направлении тоже может быть стрелка.

8)    Избегать пересечения линий. Изменение направлений в точках пересечения не допускается.

9)    При слиянии линий потока, если линии сливаются в одну, точка слияния должна разноситься.

 

10).       Соединение прерванных линий потока

 

 

Пример графического описания алгоритма и программа на языке Паскаль:  Расчет объема и площади боковой поверхности куба.

 

Дана длина ребра куба. Найти объем куба и площадь боковой поверхности.

 

Формулы, используемые при составлении программы:

Площадь поверхности – S=6a2

Объем куба – V=a3

Program Primer_kub;

Var a, V, S: Real;

Begin

Write (’a >’);

Readln (a);

V: =a*a*a;

S: =6*a*a;

Writeln (’V=’, V: 5:2);

Writeln (’S =’, S: 5:2);

Readln;

End.

В МЕНЮ

 

Используются технологии uCoz