Вопросы и задания:

1.    Чем отличается позиционная система счисления от непозиционной?

2.    Перечислить цифровой алфавит 10-тичной и 8-ричной СС.

3.    Как осуществляется перевод целого числа из 10-тичной СС в любую другую?

4.    Как перевести неправильную дробь из 10-тичной СС в любую другую?

5.    Как осуществляется перевод из любой СС в десятичную?

6.    Перечислить цифровой алфавит 2-ичной и 16-ричной СС.

7.    Как осуществляется перевод правильной дроби из 10-тичной СС в любую другую?

8.    Как осуществляется перевод отрицательных десятичных целых чисел из 10-тичной СС в двоичную?

9.    Выполнить упражнения:

1). Разложить по степеням основания число 11001012

2). Проверить равенства:

а)  101102  = 2210  в)  10101012  = 8510

3). Преобразовать по схеме 10=> 16=> 2=> 8=>10 числа:

 а) 358    б) 22,5

4). Перевести в двоичную СС число  (– 861)10

 

Задачи

Представление числовой информации

1.  Что вы можете сказать о числах 111 и I I I;   555 и VVV ?

2.     Какие числа записаны римскими цифрами:

а)  MCMXCIX ;    б) CMLXXXVIII ;     в)  MCXLVIII ?

3.  Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть  записаны числа:     10,21,201, 1201?

4. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа:     403, 561, 666, 125?

5. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть  записаны числа: 22, 984, 1010, А219?

6. Какое количество обозначает цифра 8 в десятичных числах 6538, 8356, 87 и 831?

7. Выпишите алфавиты в 5-ричной, 7-ричной, 12-ричной системах счисления.

8.  Запишите первые 20 чисел натурального числового ряда в двоичной, 5-ричной, 8-ричной,   16-ричной системах счисления.

9.  Заполните следующую таблицу:

Система счисления

Основание

Базис

Шестнадцатеричная

16

 

Десятичная

 

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

 

8

0,1,2,3,4,5,6,7

 

2

 

 

10. Заполните следующую таблицу:

 

Система счисления

Основание

Разряды (степени)

Десятичная

10

10000

1000

100

10

Восьмеричная

8

 

 

 

 

Двоичная

2

 

 

 

 

 

11. Запишите в развернутом виде числа:

а) А8 = 143511;        г) А10 = 143,511;

б) А2 = 100111;        д) А8 = 0,143511;

в) А16 = 143511;       е) А16 = 1АЗ,5С1.

 

1) А10 = 12534;     2) А8 = 125,34;   3) А6 = 125,34;   4) А16 = 125,34.

1) А10 = 25341;     2) А8 = 25,341;   3) А6 = 0,25341; 4) А10 = 341,54.

 

12.  Запишите в свернутой форме следующие числа:

а) А16  = А*161 + 1*160 + 7*16-1 + 5*16-2    

б) А10 = 9*101 + 1*100 + 5*10-1 + 3*10-2     

 

13.  Запишите десятичные эквиваленты следующих чисел:

а) А2 = 10,1          б) А16 = 2Е5А,12           в) 101012 ;   101018   1010116

1) А9 = 341;           2) А8 = 341;             3) А6 = 341;        4) А16 = 341.  

5) А5 = 34,1;          6) А3 = 221;             7) А7 = 120;        8) А16 = Е41А,12.

 

14.  Правильно ли записаны числа в соответствующих системах счисления:

а) А10 = А,234;  б) А8 = -5678;     в) А16 = 456,46;  г) А5 = -22,2 д) А2 = 22,2

15.  Какое из чисел 1100112; 1114 ;  358 ;  16   является:

а) наибольшим;     б) наименьшим.    

16. Существует ли треугольник, длины сторон которого выражаются числами                                                      110112 , 12и    1116?

17. «Несерьезные» вопросы: 

 1)когда 2 * 2 = 100?   2) когда 6 * 6 = 44?   3) когда 4 * 4 = 20?

18.  Какое минимальное основание имеет система счисления, если в ней записаны числа    127, 222, 111?    Определите десятичный эквивалент данных чисел в найденной системе  счисления.

19.  В классе  11100девочек и 1100мальчиков. Сколько учеников в классе?      

20. В классе 1000q учеников, из них 120q девочек и 110q мальчиков. В какой системе счисления   велся счет учеников?      

21. В саду 100q фруктовых деревьев, из них 33q яблони, 22q груши, 16q слив и 17q вишен. В какой системе счисления посчитаны деревья?     

22. Было 53q яблока. После того как каждое из них разрезали пополам, стало 136q половинок.   В системе счисления с каким основанием вели счет? 

 

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

 

23.  Перевести целые числа из десятичной системы счисления в троичную:

1) 523;   65;   7000;   2307;   325;    

2) 12;  524;  76;  121;  56.     

24.  Перевести целые числа из десятичной системы счисления в восьмеричную:

1)    856;  664;  5012;  6435;  78;                

2)    214;  89;  998;  653;  111.                     

  25.  Перевести десятичные дроби в двоичную систему счисления. В двоичной записи числа  сохранить шесть знаков.

1)    0,654;  0,321;  0,6135;  0,9876;           

2)    0,555;  0,333;  0,1213;  0,453. 

  26. Перевести десятичные дроби в шестнадцатеричную систему счисления. В новой  записи   дроби сохранить шесть знаков.

1)    0,745;  0,101;  0,8453;  0,3451;           

2)    0,8455;  0,225;  0,1234;  0,455.           

 

27.  Перевести смешанные десятичные числа в троичную и пятеричную системы   счисления     оставив пять знаков в дробной части нового числа:

1)    40,5;  34,25;  124,44;   

2)    78,333;  225,52;  90,99.          

  28. Перевести смешанные десятичные числа в двоичную и восьмеричную системы   счисления,  оставив пять знаков в дробной части нового числа:

1) 21,5;  432,54;  678,333;           

 2) 12,25;  97,444;  7896,2.          

29.  Перевести из десятичной системы счисления следующие числа:

1) 345 ® А5 ,  125 ® А8 ,     45,65 ® А4

2) 675 ® А12 ,                 0,333 ® А3 ,     23,15 ® А5 .            

30.  Перевести из            десятичной системы   счисления  следующие числа:

1)  1,25 ® А16 ,                      675 ® А7 ,                 0,355 ® А4   

2)  890 ® А6 ,                 0,675 ® А8 ,             12,35 ® А7.

31.  Перевести из десятичной системы счисления  следующие числа:

1) 425 ® А6                     0,425 ® А12 ,                        98,45 ® А3 ;

2) 0,55 ® А8 ,             765 ® А3 ,                 765,75 ® А4   

32.  Перевести из десятичной системы счисления         следующие числа:

1) 98 ® А2 ,                 0,545 ® А16 ,                        87,325 ® А8 ;

2) 0,755 ® А5                         907 ® А6 ,                566,225 ® А16.  

                                                         

                                            Метод триад и тетрад

33.  Перевести двоичные числа в восьмеричную систему счисления:

1)    110000110101;  1010101;  0,1010011100100;  0,1111110001;

2)    0,1001111100000;  0,1100010;  11100001011001;  1000010101.

34.  Перевести двоичные числа в шестнадцатеричную систему счисления:

1)    11011010001;  111111111000001;  0,0110101;  0,11100110101;

2)    10001111010;  100011111011;  0,101010101;  01100110011.

35.  Перевести смешанные двоичные числа в восьмеричную и шестнадцатеричную системы:

1)  100010,011101;  1111000000,101;  101010,111001;  100011,111;

2)  101111,01100;  100000111,001110;  101010,0010;  1100011,11.

36.  Перевести восьмеричные числа в двоичную систему счисления:

1)    256;  0,345;  24,025;  0,25;

2)    657;  76,025;  0,344;  345,77.

37.  Перевести шестнадцатеричные числа в двоичную систему счисления:

1)    1АС7;  0,2D1;  2F,D8C;  F0C,F8;

2)    FACC;  0,FFD;  FDA,12;  D4С,A .

38.  Перевести следующие числа:

1) 2316 ® А2     ;   23,458 ® А2    ;

    1010,00111012 ® А8   ;   1010,00111012 ® А16   

2) 23 ® А2    ;   23,4516 ® А2  ;

    1010,00111012 ® А16    ;   1010,00111012 ® А8   

  39. Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же число должно быть  записано в системах счисления

с основанием  2,  8, 10 и 16.

Основание 2

Основание 8

Основание 10

Основание 16

1 101010

 

 

 

 

127

 

 

 

 

321

 

 

 

 

 

  40.  Сколько разрядов будет в числе, если записать его в восьмеричной  СС:

1) 101110102 ;                  2)  A18C16 ;

3) 110011110001112     4) 1375ВЕ16   

41. Сколько разрядов будет в числе, если записать его в шестнадцатеричной  СС:

   1)  101110102 ;                          2) 777318 ;

 3)  11001111000111;           4) 1011548 .

42.  Сравните числа:

1) 12516  и  1111000101012 ;     2) 12,2616   и   111,1000101012    

3) 7578  и  11100101012 ;                       4) 63,57518 и 11100,101012 ;      

5) A2316  и  12328;                                   6) В,А16  и 11,38.                      

43. Какое число предшествует каждому из данных:

1) 1102 ;       2) 9A16 ;     3)  5б8 ;      4) 1010

Ответ для каждого числа запишите в указанной и десятичной системах счисления.

 

Арифметика в позиционных системах счисления

44. Составьте таблицы сложения и умножения в троичной системе счисления и        выполните    вычисления:

1) 12 + 22;        2) 221 - 11;      3) 21 х 2;      4) 11 : 2,

   45. Составьте таблицы сложения и умножения в двоичной системе счисления и           выполните   вычисления:

1)    1110 + 101;     2) 10101 - 11;      3) 101 х 11;      4) 1110 : 10.

   46. Составьте таблицу сложения в восьмеричной системе счисления и выполните  вычисления:

1) 3456 + 245;                2) 7631 – 456;        3) 77771 + 234;         4) 77777 - 237.

 47. Составьте таблицу сложения в шестнадцатеричной системе счисления и выполните   вычисления:

1) FFFF + 1;         2) 1996 + ВАВА;            3) BEDA - ВАС;         4) 1998 - A1F.

 48.  Вычислить выражения:

1) 101012 х 1012 ;    2) AFF116  -  19D16 ;            3) 1405 : 145 ;     4) 1212113 + 2213

49.  Выполните операцию деления над двоичными числами:

1)  1110 : 11                         2) 111010001001 : 11110               

3)  1000 : 10                                    4) 11111100101 : 101011  

5)  1111 : 11                                    6) 100011011100 : 11011  

7   1010 : 10                                     8) 111010001000 : 111100            

 50.  Найти основание р системы счисления и цифру n, если верно равенство:

33m5n + 2n443 = 55424.

Пример выполнен в системе счисления с основанием р,

 m — максимальная цифра в этой системе.

 51. Найти основание системы счисления, в которой справедливо данное равенство;  определить   неизвестные цифры, отмеченные звездочками.

24**1 + * 235* = 116678.

 52. В саду 100 фруктовых деревьев — 14 яблонь и 42 груши. В какой системе        счисления  посчитаны деревья?

 53.  В какой системе счисления выполнено следующее сложение?  

756  +  307 + 24566 + 24 = 3767                                  

 54.  В какой системе счисления выполнено умножение?   213 х 3 = 1144.             

 57. В учебном центре учатся 122 юноша и 41 девушка, всего 213 человек.         В какой системе  счисления записаны эти числа? 

 58.  В лаборатории 35 компьютеров марки РС/АТ и 22 компьютера марки РС/ХТ,          всего  101  компьютер. В какой системе  счисления записаны эти числа?  

59.  На какое двоичное число надо умножить число11012 , чтобы получить 3910?

 

В МЕНЮ

Используются технологии uCoz