Вопросы и задания:
1. Чем отличается позиционная система счисления от непозиционной?
2. Перечислить цифровой алфавит 10-тичной и 8-ричной СС.
3. Как осуществляется перевод целого числа из 10-тичной СС в любую другую?
4. Как перевести неправильную дробь из 10-тичной СС в любую другую?
5. Как осуществляется перевод из любой СС в десятичную?
6. Перечислить цифровой алфавит 2-ичной и 16-ричной СС.
7. Как осуществляется перевод правильной дроби из 10-тичной СС в любую другую?
8. Как осуществляется перевод отрицательных десятичных целых чисел из 10-тичной СС в двоичную?
9. Выполнить упражнения:
1). Разложить по степеням основания число 11001012
2). Проверить равенства:
а) 101102 = 2210 в) 10101012 = 8510
3). Преобразовать по схеме 10=> 16=> 2=> 8=>10 числа:
а) 358 б) 22,5
4). Перевести в двоичную СС число (– 861)10
Задачи
1. Что вы можете сказать о числах 111 и I I I; 555 и VVV ?
2. Какие числа записаны римскими цифрами:
а) MCMXCIX ; б) CMLXXXVIII ; в) MCXLVIII ?
3. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа: 10,21,201, 1201?
4. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа: 403, 561, 666, 125?
5. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа: 22, 984, 1010, А219?
6. Какое количество обозначает цифра 8 в десятичных числах 6538, 8356, 87 и 831?
7. Выпишите алфавиты в 5-ричной, 7-ричной, 12-ричной системах счисления.
8. Запишите первые 20 чисел натурального числового ряда в двоичной, 5-ричной, 8-ричной, 16-ричной системах счисления.
9. Заполните следующую таблицу:
Система счисления |
Основание |
Базис |
Шестнадцатеричная |
16 |
|
Десятичная |
|
0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 |
|
8 |
0,1,2,3,4,5,6,7 |
|
2 |
|
10. Заполните следующую таблицу:
Система счисления |
Основание |
Разряды (степени) |
|||
Десятичная |
10 |
10000 |
1000 |
100 |
10 |
Восьмеричная |
8 |
|
|
|
|
Двоичная |
2 |
|
|
|
|
11. Запишите в развернутом виде числа:
а) А8 = 143511; г) А10 = 143,511;
б) А2 = 100111; д) А8 = 0,143511;
в) А16 = 143511; е) А16 = 1АЗ,5С1.
1) А10 = 12534; 2) А8 = 125,34; 3) А6 = 125,34; 4) А16 = 125,34.
1) А10 = 25341; 2) А8 = 25,341; 3) А6 = 0,25341; 4) А10 = 341,54.
12. Запишите в свернутой форме следующие числа:
а) А16 = А*161 + 1*160 + 7*16-1 + 5*16-2
б) А10 = 9*101 + 1*100 + 5*10-1 + 3*10-2
13. Запишите десятичные эквиваленты следующих чисел:
а) А2 = 10,1 б) А16 = 2Е5А,12 в) 101012 ; 101018 ; 1010116
1) А9 = 341; 2) А8 = 341; 3) А6 = 341; 4) А16 = 341.
5) А5 = 34,1; 6) А3 = 221; 7) А7 = 120; 8) А16 = Е41А,12.
14. Правильно ли записаны числа в соответствующих системах счисления:
а) А10 = А,234; б) А8 = -5678; в) А16 = 456,46; г) А5 = -22,2 д) А2 = 22,2
15. Какое из чисел 1100112; 1114 ; 358 ; 1В16 является:
а) наибольшим; б) наименьшим.
16. Существует ли треугольник, длины сторон которого выражаются числами 110112 , 128 и 1116?
17. «Несерьезные» вопросы:
1)когда 2 * 2 = 100? 2) когда 6 * 6 = 44? 3) когда 4 * 4 = 20?
18. Какое минимальное основание имеет система счисления, если в ней записаны числа 127, 222, 111? Определите десятичный эквивалент данных чисел в найденной системе счисления.
19. В классе 111002 девочек и 11002 мальчиков. Сколько учеников в классе?
20. В классе 1000q учеников, из них 120q девочек и 110q мальчиков. В какой системе счисления велся счет учеников?
21. В саду 100q фруктовых деревьев, из них 33q яблони, 22q груши, 16q слив и 17q вишен. В какой системе счисления посчитаны деревья?
22. Было 53q яблока. После того как каждое из них разрезали пополам, стало 136q половинок. В системе счисления с каким основанием вели счет?
Перевод чисел из одной системы счисления в другую
23. Перевести целые числа из десятичной системы счисления в троичную:
1) 523; 65; 7000; 2307; 325;
2) 12; 524; 76; 121; 56.
24. Перевести целые числа из десятичной системы счисления в восьмеричную:
1) 856; 664; 5012; 6435; 78;
2) 214; 89; 998; 653; 111.
25. Перевести десятичные дроби в двоичную систему счисления. В двоичной записи числа сохранить шесть знаков.
1) 0,654; 0,321; 0,6135; 0,9876;
2) 0,555; 0,333; 0,1213; 0,453.
26. Перевести десятичные дроби в шестнадцатеричную систему счисления. В новой записи дроби сохранить шесть знаков.
1) 0,745; 0,101; 0,8453; 0,3451;
2) 0,8455; 0,225; 0,1234; 0,455.
27. Перевести смешанные десятичные числа в троичную и пятеричную системы счисления оставив пять знаков в дробной части нового числа:
1) 40,5; 34,25; 124,44;
2) 78,333; 225,52; 90,99.
28. Перевести смешанные десятичные числа в двоичную и восьмеричную системы счисления, оставив пять знаков в дробной части нового числа:
1) 21,5; 432,54; 678,333;
2) 12,25; 97,444; 7896,2.
29. Перевести из десятичной системы счисления следующие числа:
1) 345 ® А5 , 125 ® А8 , 45,65 ® А4 ,
2) 675 ® А12 , 0,333 ® А3 , 23,15 ® А5 .
30. Перевести из десятичной системы счисления следующие числа:
1) 1,25 ® А16 , 675 ® А7 , 0,355 ® А4
2) 890 ® А6 , 0,675 ® А8 , 12,35 ® А7.
31. Перевести из десятичной системы счисления следующие числа:
1) 425 ® А6 0,425 ® А12 , 98,45 ® А3 ;
2) 0,55 ® А8 , 765 ® А3 , 765,75 ® А4
32. Перевести из десятичной системы счисления следующие числа:
1) 98 ® А2 , 0,545 ® А16 , 87,325 ® А8 ;
2) 0,755 ® А5 907 ® А6 , 566,225 ® А16.
Метод триад и тетрад
33. Перевести двоичные числа в восьмеричную систему счисления:
1) 110000110101; 1010101; 0,1010011100100; 0,1111110001;
2) 0,1001111100000; 0,1100010; 11100001011001; 1000010101.
34. Перевести двоичные числа в шестнадцатеричную систему счисления:
1) 11011010001; 111111111000001; 0,0110101; 0,11100110101;
2) 10001111010; 100011111011; 0,101010101; 01100110011.
35. Перевести смешанные двоичные числа в восьмеричную и шестнадцатеричную системы:
1) 100010,011101; 1111000000,101; 101010,111001; 100011,111;
2) 101111,01100; 100000111,001110; 101010,0010; 1100011,11.
36. Перевести восьмеричные числа в двоичную систему счисления:
1) 256; 0,345; 24,025; 0,25;
2) 657; 76,025; 0,344; 345,77.
37. Перевести шестнадцатеричные числа в двоичную систему счисления:
1) 1АС7; 0,2D1; 2F,D8C; F0C,F8;
2) FACC; 0,FFD; FDA,12; D4С,A .
38. Перевести следующие числа:
1) 2316 ® А2 ; 23,458 ® А2 ;
1010,00111012 ® А8 ; 1010,00111012 ® А16
2) 238 ® А2 ; 23,4516 ® А2 ;
1010,00111012 ® А16 ; 1010,00111012 ® А8
39. Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же число должно быть записано в системах счисления
с основанием 2, 8, 10 и 16.
Основание 2 |
Основание 8 |
Основание 10 |
Основание 16 |
1 101010 |
|
|
|
|
127 |
|
|
|
|
321 |
|
|
|
|
2А |
40. Сколько разрядов будет в числе, если записать его в восьмеричной СС:
1) 101110102 ; 2) A18C16 ;
3) 110011110001112 4) 1375ВЕ16
41. Сколько разрядов будет в числе, если записать его в шестнадцатеричной СС:
1) 101110102 ; 2) 777318 ;
3) 110011110001112 ; 4) 1011548 .
42. Сравните числа:
1) 12516 и 1111000101012 ; 2) 12,2616 и 111,1000101012
3) 7578 и 11100101012 ; 4) 63,57518 и 11100,101012 ;
5) A2316 и 12328; 6) В,А16 и 11,38.
43. Какое число предшествует каждому из данных:
1) 1102 ; 2) 9A16 ; 3) 5б8 ; 4) 1010
Ответ для каждого числа запишите в указанной и десятичной системах счисления.
Арифметика в позиционных системах счисления
44. Составьте таблицы сложения и умножения в троичной системе счисления и выполните вычисления:
1) 12 + 22; 2) 221 - 11; 3) 21 х 2; 4) 11 : 2,
45. Составьте таблицы сложения и умножения в двоичной системе счисления и выполните вычисления:
1) 1110 + 101; 2) 10101 - 11; 3) 101 х 11; 4) 1110 : 10.
46. Составьте таблицу сложения в восьмеричной системе счисления и выполните вычисления:
1) 3456 + 245; 2) 7631 – 456; 3) 77771 + 234; 4) 77777 - 237.
47. Составьте таблицу сложения в шестнадцатеричной системе счисления и выполните вычисления:
1) FFFF + 1; 2) 1996 + ВАВА; 3) BEDA - ВАС; 4) 1998 - A1F.
48. Вычислить выражения:
1) 101012 х 1012 ; 2) AFF116 - 19D16 ; 3) 1405 : 145 ; 4) 1212113 + 2213
49. Выполните операцию деления над двоичными числами:
1) 1110 : 11 2) 111010001001 : 11110
3) 1000 : 10 4) 11111100101 : 101011
5) 1111 : 11 6) 100011011100 : 11011
7 1010 : 10 8) 111010001000 : 111100
50. Найти основание р системы счисления и цифру n, если верно равенство:
33m5n + 2n443 = 55424.
Пример выполнен в системе счисления с основанием р,
m — максимальная цифра в этой системе.
51. Найти основание системы счисления, в которой справедливо данное равенство; определить неизвестные цифры, отмеченные звездочками.
24**1 + * 235* = 116678.
52. В саду 100 фруктовых деревьев — 14 яблонь и 42 груши. В какой системе счисления посчитаны деревья?
53. В какой системе счисления выполнено следующее сложение?
756 + 307 + 24566 + 24 = 3767
54. В какой системе счисления выполнено умножение? 213 х 3 = 1144.
57. В учебном центре учатся 122 юноша и 41 девушка, всего 213 человек. В какой системе счисления записаны эти числа?
58. В лаборатории 35 компьютеров марки РС/АТ и 22 компьютера марки РС/ХТ, всего 101 компьютер. В какой системе счисления записаны эти числа?
59. На какое двоичное число надо умножить число11012 , чтобы получить 3910?